Санкт-Петербургское
государственное унитарное
предприятие
«Экспертный центр»
Главная Новости Об организации Услуги Клиенты и партнеры Координаты

Наши услуги на карте России

Задать вопрос по ГО и ЧС


Имя, Фамилия:


Электронная почта:


Текст вопроса:


Визуальная проверка:

код проверки

Защита территорий и населения от ЧС → Планы ликвидации разливов нефтепродуктов

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН) — это обязательный документ, определяющий меры, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на объектах, связанных с аварийным разливом нефти, а также защиты персонала, населения и окружающей среды от вредного воздействия.

План ликвидации аварии данного типа как план предупреждения и ликвидации ЧС разрабатывается с целью предупреждения/смягчения негативного воздействия возможных разливов нефти на людей и окружающую среду, а также для обеспечения гарантированной защиты зон особой значимости (экологически чувствительных зон, зон отдыха и мест массового скопления людей, территорий объектов жизнеобеспечения).

Разработка Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН) выполняется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.04.02 г. N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 21.08.00 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия в организациях, имеющих опасные производственные объекты, должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Разработка ПЛРН выполняется на основе следующих нормативных документов:
  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» (Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240),
  • Приказ МПР РФ от 3 марта 2003 г. N 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»,
  • Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (утв. приказом МПР РФ от 3 марта 2003 г. N 156)
  • Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (с изменениями от 15 апреля 2002 г.) (Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613) (с изменениями от 15 апреля 2002 г.),
  • Приказ МПР от 24.03.2003 № 144 «О совершенствовании работы в области борьбы с нефтеразливами»,
  • Приказ МПР от 28.12.04 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ».
  • Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Срок действия Плана ЛРН: локального и муниципального уровня — 3 года; территориального уровня — 4 года; регионального и федерального уровней — 5 лет. По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов его утвердившего или при принятии соответствующих нормативных правовых актов. Корректировка (переработка) Планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию защиты от ЧС,  ЧС(Н), с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших эти Планы.

Экспертиза ПЛАРН до территориального уровня включительно проводится в региональном филиале Государственной экспертизы МЧС России, регионального и федерального уровня — в Государственной экспертизе МЧС России (г. Москва).
Зону действия плана ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов образует территория, максимально подверженная загрязнению нефти в случае аварии. При этом учитываются особенности ландшафта, метеорологические условия, время года и суток.

План ликвидации аварийного разлива нефти представляет собой путь решения одной из важнейших проблем экологического и производственного характера. Авария такого рода может случиться как на суше, так и на водной поверхности, и чаще всего это происходит во втором случае. Применение плана ликвидации ЧС на воде обусловлено тем, что бурильные работы ведутся преимущественного в морях и пресных водоемах, где может происходить утечка нефти. При этом основная задача специалистов состоит в том, чтобы уменьшить количество масляных пятен на поверхности воды, а также, чтобы предотвратить их последующее расплывание. Для этих целей устанавливаются специальные боны, позволяющие удержать нефть в одном месте. Чем лучше концентрация вещества, тем легче справиться с проблемой. Одним из пунктов плана ликвидации розливов является соблюдение мер предосторожности на опасных объектах. Так, представляется возможным на время погрузочных операций оградить судно специальными плавучими системами. План ликвидации разливов нефти на суше осуществляется только в том случае, если произошла авария и была создана реальная угроза экологической безопасности территории.

В случае, когда произошла сильная утечка нефти на воде, срабатывает план ликвидации ЧС, согласно которому специалисты по ЧС начинают незамедлительное распыление сорбентов при помощи специального автоматизированного оборудования. Стоит отметить, что попадание химикатов приходится лишь на нефтяную поверхность, а это существенно сокращает расходы производства. Благодаря воздействию химических соединений, нефть рассеивается естественным образом. Следующим этапом плана действия по ликвидации ЧС является непосредственный сбор нефти при помощи специальных устройств (скимеров).

Разработка ПЛАРН для суши отличается от плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, происходящих на воде. План ликвидации ЧС вступает в действие при комплексном загрязнении территории нефтью. Разливы нефти на суше не менее опасны, чем на воде. Если во втором случае образование масляной пленки не пропускает воздух, необходимый для дыхания рыбы и водных млекопитающих, то в случае с сушей происходит уплотнение почвы, из-за чего она утрачивает свою плодородность.

Для каждого потенциально опасного объекта осуществляется разработка плана мероприятий, и используется специальная система с учетом региональных и климатических особенностей.

План предупреждения и ликвидации ЧС должен быть в обязательном порядке разработан для каждого пункта добычи, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов. Представители специальных служб проводят регулярную экспертизу ПЛАРН в целях обеспечения промышленной безопасности объектов.